Изображение маленького человечка, укладывающего книги в мозг

Производительность

Пять хитрых способов удерживать в памяти прочитанное на работе

Reading Time: 4 minutes

Как концентрироваться на работе, не отвлекаясь? Научитесь хранить в памяти важные детали и вспоминать их. Мэтью Дженкинс делится пятью простыми, но креативными способами запоминать больше из прочитанного

 

Утро понедельника. Вы сидите за своим рабочим столом и пытаетесь прочесть статью, чтобы подготовиться к совещанию. Но постойте: пришло электронное письмо от начальника, и вы должны ответить. Внезапно звонит телефон. О, Салли из отдела маркетинга зовет коллег на чаепитие. И вот ваши мысли уже далеко, и вы забыли все, что сейчас читали. Знакомо?

Новое исследование Калифорнийского университета показало: каждый день мы обрабатываем по 34 ГБ информации (1), что вдвое больше, чем 30 лет назад. При этом офисные работники отвлекаются от текущей задачи в среднем один раз каждые три минуты. Неудивительно, что наша сосредоточенность снижается.

Цифровая эпоха пагубно действует на нашу способность удерживать информацию в памяти. Исследования показывают (2), что легкость поиска информации в Интернете влияет на нашу воспроизводящую память, то есть способность спонтанно извлекать информацию из недр памяти. Вместо нее мы используем опознающую память, которая отвечает за поиск нужной информации.

Проводите ли вы презентацию или осваиваете новый навык — хорошая память по-прежнему важна для успешной работы. В этой статье мы расскажем о пяти способах запоминать больше из прочитанного.

1. Нажмите на паузу

Исследование, проведенное Техасским университетом в Остине (3), продемонстрировало, что, если во время чтения отдохнуть пару минут и подумать о прочитанном, можно запомнить больше. Исследовательница Элисон Престон (4), доцент психологии и нейронаук, утверждает, что размышления над текстом во время чтения закрепляют его содержание в памяти, в результате чего мы быстрее и подробнее вспоминаем текст при необходимости.

Шведский эксперт Идрис Зогай советует связывать воспоминания с эмоциональным откликом на прочитанное. Это повышает шансы удержать новую информацию в памяти и облегчает «извлечение» этой информации из памяти в дальнейшем. Все потому, что наш мозг предназначен для быстрого и эффективного реагирования на эмоции (5), а эмоции и воспоминания неразрывно связаны (6).

«Прочувствуйте эмоциональный посыл текста. Поймайте эмоцию, и вы сможете вспомнить отрывок книги, с которым она будет ассоциироваться, или даже всю книгу целиком», — советует специалист.

Кроме того, лучше запоминать информацию и концентрироваться поможет отдых для мозга. Дэниел Левитин, автор книг, профессор психологии, бихевиористской нейробиологии и музыки в Университете Макгилла в Калифорнии, поясняет (7): «Те, кто регулярно устраивает перерывы — в том числе на дневной сон, — работают более продуктивно и креативно. Мозгу надо давать время, чтобы закрепить всю поступающую информацию, отсеять и интерпретировать ее».

USB-флешка с книгами, файлами и папками

Наша воспроизводящая память, то есть способность спонтанно извлекать информацию из недр памяти, замещается опознающей памятью, ответственной за поиск нужной информации.

 

2. Попробуйте повторения с интервалами

Согласно модели многоуровневой памяти (8), предложенной психологами, повторение информации достаточное количество раз позволяет поместить ее в долгосрочную память, где она останется навсегда.

Повторения с интервалами — это регулярное повторение информации (9) через установленные промежутки времени. Оно может оказаться очень эффективным методом запоминания. Эта техника работает, ведь ради запоминания вам придется потрудиться. Подобно мышцам мозг отвечает на стимул, укрепляя связи между нервными клетками. Повторяя информацию через заданные промежутки времени, вы будете тренировать такие связи каждый раз. Благодаря этому достигается долгосрочное, надежное запоминание (10).

Достаточно просто повторять информацию через определенные промежутки времени, используя дидактические карточки, разложенные в коробке (11). Создайте расписание, согласно которому вы будете просматривать карточки в каждом отделении вашей коробки. Правильно ответив на карточку, кладите ее в отделение для менее частого просмотра, а ошибившись, перенесите карточку в отделение для частого повторения.

3. Записывайте на бумаге и читайте с бумажных носителей

В цифровую эпоху такой совет может прозвучать старомодно, но чтение бумажного источника по старинке позволит вам лучше сконцентрироваться и впоследствии вспомнить информацию.

92% опрошенных из трехсот студентов университетов США, Японии, Словакии и Германии подтвердили (12), что чтение с бумажного носителя помогает им сосредоточиться. Другое исследование показало, что те, кто читал электронную книгу (13), значительно хуже вспоминали хронологию событий детективной истории, чем те, кто предпочел бумажный вариант.

Наоми С. Барон, профессор лингвистики, помогавший проводить исследование, считает, что причина очевидна: цифровые устройства заключают в себе больше отвлекающих возможностей, и читателям проще утратить нить повествования.

Также исследователи считают (14), что ручка более могущественна, чем клавиатура. Делая пометки на бумаге, мы лучше пониманием информацию, усваиваем и применяем ее.

4. Нарисуйте карту ума

Пометки помогут обращаться к информации в памяти, но необязательно записывать все. Тони Бьюзан (15) старался сделать запись информации во время учебы эффективнее и изобрел карту ума — инструмент для учебы и запоминания. Это цветная схема, в центре которой изображена проблема или главная концепция в виде рисунка. На ответвлениях вокруг нее пишутся связанные ключевые слова. Секрет успеха техники в использовании цветов, картинок и нелинейной структуры, что позволяет стимулировать мозговую деятельность.

«Сама по себе карта ума — это изображение, на которое можно посмотреть и вспомнить нужную информацию, — поясняет Идрис Зогай. — Визуализация — лучший способ удержать что-либо в памяти. Карту можно создать онлайн с помощью инструментов с веб-сайта iMindMap (16), но бумага предпочтительнее, потому что, пока вы рисуете, ваши руки работают, а мозг думает.

Чистый лист бумаги всегда лучше располагать горизонтально: так у вас будет больше места на прорисовку карты ума. Это можно делать даже во время чтения».

5. Пользуйтесь онлайн-инструментами

Если бумага и ручка кажутся вам устаревшим методом, существует множество специальных приложений. Например, Eidetic (17) использует метод повторения с интервалами и позволяет запоминать все — от важных телефонных номеров до каких-либо фактов. Вы просто вводите информацию, которую нужно запомнить, и приложение будет присылать вам напоминания, когда придет время проверить себя. Напоминания приходят через определенные промежутки времени, чтобы вы могли дольше удерживать информацию в памяти.

Lumosity (18) — одно из самых известных приложений (70 миллионов подписчиков) для тренировки мозга. Его разработали нейробиологи. Приложение помогает тренировать память и внимание с помощью различных научных игр. Пользователи приложения могут бесплатно проходить по три игры в день или оформить подписку и получить доступ ко всем 40 играм сразу.

Если вы торопитесь, такие приложения по скоростному чтению, как Spritz (19), позволят читать тексты с поразительной скоростью в 600 или даже 1000 слов в минуту. Разработчики Spritz рассказывают, что это достигается с помощью так называемого метода RSVP (скоростного серийного визуального представления), при котором в центре дисплея отображается по одному слову текста. Когда вашим глазам не нужно переходить со строки на строку, вы можете сконцентрироваться на одной точке телефона и в ускоренном темпе читать слова, которые сменяют друг друга, как в очень быстром слайд-шоу. А в сэкономленное время опробуйте другие техники из этой статьи и закрепите прочтенную информацию.

 


Мэтью Дженкин — американский журналист-фрилансер, бывший редактор Guardian Careers и веб-сайта сообщества газеты The Guardian для тех, кто ищет работу или хотел бы сменить профессию.

Источники:

(1) https://www.nytimes.com/2009/12/10/technology/10data.html

(2) https://www.rewireme.com/brain-insight/internet-affects-memory/

(3) https://news.utexas.edu/2014/10/20/reflection-boosts-learning

(4) https://cns.utexas.edu/component/cobalt/item/66-other/1313-preston-alison?Itemid=289

(5) http://www.hrdpress.com/site/html/includes/items/SBEI.html

(6) http://www.memory-key.com/memory/emotion

(7) https://www.kqed.org/mindshift/37711/why-daydreaming-is-critical-to-effective-learning

(8) https://www.kqed.org/mindshift/37711/why-daydreaming-is-critical-to-effective-learning

(9) http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1876761/

(10) https://www.supermemo.com/english/ol/background.htm

(11) https://www.youtube.com/watch?v=33DIo8iU7ws

(12) https://www.washingtonpost.com/posteverything/wp/2015/01/12/the-case-against-kindle-why-reading-paper-books-is-better-for-your-mind-and-body/?noredirect=on&utm_term=.eb845123558c

(13) https://www.researchgate.net/profile/Jose_Pedroza_Carneiro/post/
What_positive_or_negative_experiences_can_provide_me_with_regard_to_the_introduction_of_e-readers_in_the_documentation_centers_of_universities/attachment/59d63757c49f478072ea4c08/
AS%3A273684940427264%401442262984768/download/Readers+absorb+less+on+Kindles+than+on+paper.docx

(14) http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0956797614524581

(15) https://www.irishtimes.com/business/how-tony-buzan-used-mind-maps-to-doodle-his-way-to-millions-1.2230977

(16) https://imindmap.com/

(17) https://play.google.com/store/apps/details?id=com.yourelink.Eidetic&hl=en_GB

(18) https://www.lumosity.com/

(19) http://spritzinc.com/