Женщина с ноутбуком работает на свежем воздухе в Киото, Япония.

Тренды

Как Япония перешла на гибкие схемы работы

Гибкие схемы работы приходят на смену традиционной офисной культуре Японии, избавляя сотрудников от стресса, связанного с дорогой на работу и напряженным рабочим графиком. Удаленная работа — это альтернативное решение в условиях растущего дефицита специалистов. Автор статьи: Тим Хорняк (Tim Hornyak).

 

Токио — город с лучшей в мире транспортной системой. Поезда приходят вовремя, в них поддерживается чистота, а станции метро есть практически во всех районах. Но в 8:30 утра на линии Яманотэ столько народу, что не продохнуть. Те, кто ездит на метро каждый день, сохраняют невозмутимость: они держатся за поручни, стоически выдерживая удары локтями по ребрам. Они научились легко переносить двухчасовую дорогу до работы, ведь выбора у них нет — опоздание недопустимо. Даже в эпоху цифровых технологий японские компании часто настаивают на том, чтобы их сотрудники присутствовали на рабочем месте, поскольку это часть традиционной офисной культуры.

В Японии концепция работы из дома не слишком популярна. В октябре 2016 года Министерство внутренних дел и коммуникаций Японии провело исследование (1), согласно которому только 13,3% японских компаний разрешали своим сотрудникам работать удаленно и лишь 3,3% планировали внедрить такую практику.

Представителей компаний спросили о том, почему они не разрешают сотрудникам работать удаленно. 74,2% респондентов ответили, что в их компании нет работы, которую можно было бы выполнять на дому. Однако в момент публикации этого исследования в июне прошлого года Министерство отметило, что модель удаленной работы оказалась в 1,6 раза эффективнее традиционной схемы, когда сотрудники работают «от звонка до звонка». Теперь Министерство хочет увеличить долю удаленных работников до 30% к 2020 году.

Больше дела, меньше стресса

Рабочий день в Японии — один из самых продолжительных в мире. Но большое количество рабочих часов вовсе не означает высокую производительность труда. Напротив, согласно данным от ОЭСР за 2017 год, Япония занимает 30-е место в мире по объему ВВП на душу населения и уровню производительности (2).

Возможно, компаниям эта статистика не кажется убедительной и не наталкивает на мысль о необходимости пересмотреть подход к работе. Однако им стоит вспомнить, что в 2020 году в Токио пройдут Олимпийские игры. Как ожидается, в год проведения Олимпийских игр Японию посетят 40 миллионов туристов. Для сравнения: в 2017 году страну посетили почти 30 миллионов человек. Это означает, что во время соревнований пассажиропоток в токийском транспорте увеличится на 920 000 человек в день.

Правительство предпринимает попытки убедить компании перейти на более гибкие схемы работы, обеспечив оптимальный баланс работы и частной жизни. Чиновники пошли на такие меры после череды скандалов, связанных со смертью сотрудников из-за переутомления на работе. В этом году правительство запустило кампанию Premium Friday, в рамках которой компаниям рекомендуется отпускать сотрудников домой в 15:00 каждую последнюю пятницу месяца.

Некоторые компании, например Microsoft Japan, уже перешли на гибкую схему работы: они разрешают сотрудникам работать удаленно, делая акцент на продуктивности сотрудника, а не на физическом присутствии человека в офисе. Кроме того, Yahoo! Japan рассматривает возможность перехода на четырехдневную рабочую неделю.

Новый подход к работе

В июле 2017 года Министерство внутренних дел учредило День удаленного работника. В инициативе, направленной на популяризацию концепции удаленной работы, приняли участие 900 организаций, в том числе Токийское столичное правительство, ответственное за благополучие 14-миллионного мегаполиса.

«В прошлом экономический рост обеспечивался за счет тяжелого труда и продолжительного рабочего дня, но сегодня вряд ли кто-то считает, что переработки связаны с достижением успеха, — заявил мэр Токио Юрико Коике на мероприятии Telework Festa. — Нам нужен новый подход к работе, который позволит снизить уровень стресса и сделать жизнь каждого более насыщенной».

Крупные компании последовали этому совету. Как сообщает The Japan Times (3), больше половины сотрудников токийского головного офиса телекоммуникационной компании NTT Data перешли на удаленную работу, а производитель закусок Calbee пошел еще дальше и перевел на удаленную работу 270 из 330 своих токийских сотрудников, чьи должности позволяли это сделать.

Министерство внутренних дел намерено проводить День удаленного работника ежегодно. Есть основания полагать, что это положит начало переменам в японском обществе. В конце концов, у правительства уже есть опыт подобных изменений. В 2005 году Коике, тогда еще министр охраны окружающей среды, запустил кампанию Cool Biz, призванную мотивировать сотрудников носить одежду с коротким рукавом в летние месяцы. Цель кампании была в сокращении расходов на системы кондиционирования и экономии электроэнергии. И эта цель достигнута. Легкая летняя одежда стала новой офисной нормой, что позволило снизить выбросы углекислого газа на десятки миллионов тонн.

Толпа спешащих людей на станции Икебукуро, Токио, Япония

Пассажиры на станции Икебукуро, Токио, Япония

 

Повышение производительности

Для компаний и топ-менеджмента преимущества гибкого рабочего графика очевидны. В 2014 году в журнале The Quarterly Journal of Economics появилась публикация (4) об одном из туристических агентств, где сотрудников колл-центра в экспериментальном порядке перевели на удаленную работу. Это привело к росту эффективности их работы на 13%, а также снижению количества перерывов в работе и больничных.

Концепция удаленной работы приобретает популярность в Японии, но очень медленно. Кунихико Хига (Kunihiko Higa), профессор Высшей школы инновационного менеджмента при Токийском технологическом институте, считает, что японским компаниям только предстоит понять, в чем заключаются преимущества дистанционной работы.

Пока внедрение таких моделей остается на усмотрение конкретных менеджеров, которые не всегда открыты новому. Есть и другие нерешенные вопросы, например создание коммуникационных систем, обеспечивающих максимально слаженную работу сотрудников.

Хига также упомянул еще одну актуальную проблему, в связи с которой удаленная работа может приобрести большую популярность. Речь идет о неблагоприятной демографической ситуации в Японии. В 2016 году население страны сократилось на рекордные 300 000 человек, и виной тому — низкая рождаемость и строгая иммиграционная политика. К 2050 году доля пожилых японцев в возрасте от 65 лет составит почти 40% от всего населения. Такие данные приводит Национальный исследовательский институт по вопросам населения и социальной безопасности (5).

«В Японии наблюдается серьезный, хронический недостаток рабочей силы, вызванный старением населения, а также тем, что дееспособные члены общества вынуждены ухаживать за детьми и престарелыми членами семьи, — поясняет Хига. — С этими проблемами столкнулись все организации: как частные, так и государственные. Если прогрессивным компаниям удастся полномасштабно внедрить модель удаленной работы в рамках своих стратегий, ситуация быстро изменится».

В условиях сокращения населения японцам придется использовать свои ресурсы максимально эффективно, чтобы сохранить конкурентоспособность на мировом рынке и поддерживать высокий уровень жизни. Одной из таких мер по повышению эффективности и является переход на гибкие схемы работы. Скорее всего, производительность вырастет, а поезда метро в утренний час пик станут немного свободнее.

 


Тим Хорняк, журналист из Токио в сфере бизнеса, науки и технологий, автор книги Loving the Machine: The Art and Science of Japanese Robots.

Источники:

(1) https://www.japantimes.co.jp/news/2017/07/24/business/japanese-firms-give-telecommuting-try-designated-day-ease-rush-hour-congestion/

(2) http://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=PDB_LV#

(3) https://www.japantimes.co.jp/news/2017/07/24/business/japanese-firms-give-telecommuting-try-designated-day-ease-rush-hour-congestion/

(4) https://people.stanford.edu/nbloom/sites/default/files/wfh.pdf

(5) http://www.ipss.go.jp/pp-newest/e/ppfj02/ppfj02.pdf