A woman playing a violin in an office meeting room

Производительность

Хотите повысить свою эффективность? Пошумите немного

Шумное рабочее место вредит вашей продуктивности? Возможно, не так сильно, как вам кажется», — отвечает Мэтт Берджесс

 

Не все шумы одинаковы по своей сути. На первый взгляд офис Plantronics в Нидерландах, где сотрудники занимаются разработкой гарнитур Bluetooth и офисных технологий, похож на другие современные рабочие помещения: открытые пространства способствуют общению, диваны и барные стулья позволяют проводить встречи в неформальной обстановке, а естественный свет проникает в офис через панорамные окна.

Но, если присмотреться, можно заметить, что не все так просто. Здание спроектировано так, чтобы минимизировать распространение посторонних шумов в офисах. «Все мы заточены на восприятие слышимой речи, и наш мозг постоянно анализирует все разговоры вокруг, хотим мы этого или нет»,— говорит Роберт Манассеро, директор по глобальному продвижению продуктов в Plantronics. — В офисах самые отвлекающие звуки — это четко слышимые разговоры вокруг». Манассеро называет это явно различимой речью.

Поэтому компания Plantronics спроектировала свой офис в Хофддорпе так, чтобы свести к минимуму отвлекающие звуки. Ковер, сотканный из переработанной рыболовецкой сети, поглощает шумы, а его узор незаметно направляет людей от столов, за которыми работают другие сотрудники. Объекты водного дизайна в интерьере создают успокаивающий фоновый шум, а стены в форме кристаллов отражают эти звуки. Манассеро говорит, у них также есть система динамиков в потолке, определяющая места, где громко разговаривают, и компенсирующая речь природными звуками воды и фоновым шумом.

Правильные шумы

Идея перекрывать отвлекающие шумы еще более громким шумом может показаться странной, но наука поддерживает такой подход. Шумы вокруг работников могут повысить продуктивность и качество работы. «Вероятность ошибки сотрудника может повыситься от 4 до 41 процента в среде, где много разговаривают, по сравнению с местом, где соблюдают тишину», — говорит Лоран Гэлбран, старший преподаватель по акустике в Школе Энергии, геонауки, инфраструктуры и общества Университета Хериота-Уатта. Если снизить уровень шумов, издаваемых людьми вокруг, работникам станет проще выполнять свои задачи.

«Шум приводит к снижению точности и скорости выполнения работы, но в основном только при решении умственных задач», — добавляет Джеймс Жалма с кафедры психологии Университета Центральной Флориды. Для некоторых простых задач, не требующих особых навыков, уровень шума не играет роли. Гэлбран говорит, что на ход выполнения задач, требующих кратковременной памяти, маскирующий шум в рабочих пространствах может даже влиять положительно.

«Важно то, что пробуждает в нас этот шум: "естественные" звуки, например звуки природы, зачастую предпочтительнее, чем индустриальные или созданные человеком звуки», — считает Гэлбран. Исследование, опубликованное журналом Акустического общества Америки в 2015 году, показало, что звуки природы, например текущая вода, более благотворно влияют на сотрудников, чем белый шум, который используется в офисах десятилетиями (1). Белый шум создается путем объединения звуков разных частот, которые может засечь человеческое ухо. Это эффективно блокирует звуки, но слабо успокаивает. Фоновые шумы — окружающие звуки природы или белый шум — помогут также перевести разговор в нужное русло, внося доверительную нотку в общение.

Звуковые волны, входящие в ухо

Лишние шумы

Пребывание в слишком шумной среде может вызвать не только снижение слуха, но и отрицательно сказаться на психическом здоровье. В Европейском агентстве по безопасности и гигиене труда утверждают, что часто звонящий телефон, постоянно звучащая речь рядом или гул от кондиционера могут вызывать дополнительный стресс на работе (2). А исследование, проведенное в 2018 году Национальным институтом охраны труда, показало, что 22 млн работников в США, которые из года в год трудились в очень шумных условиях, заработали повышенный уровень холестерина и повышенное кровяное давление (3).

Но, даже если просто «отключить» все шумы в офисах (что практически невозможно), не факт, что вам удастся добиться повышения производительности. Исследование, опубликованное изданием «Journal of Consumer Research» в 2012 году, показало, что креативность сотрудников была выше при среднем уровне фонового шума (70 дБ) по сравнению с низким уровнем (50 дБ). Когда этот уровень поднимался выше 85 дБ, продуктивность существенно снижалась. В Великобритании нормативы допустимого уровня шумов требуют, чтобы при фактическом среднем уровне шума, равном 85 дБ и выше, работодатели предоставляли сотрудникам защиту для органов слуха и тихие места для работы. Вряд ли в большинстве офисов средний уровень шума может весь день держаться на отметке 85 дБ — это уровень громкости дизельного грузовика, движущегося на скорости 64 км/ч на расстоянии 15 метров от вас. Но все равно работу в офисе тихой не назовешь.

Тактика борьбы с шумом

Офисные пространства можно улучшить так, чтобы снизить уровень лишних шумов. «Самая эффективная конфигурация офиса — та, в которой используется комбинация разных тактик», — говорит Манассеро. Он объясняет, что существуют три основные техники: поглощение, блокирование и перекрывание. У каждой есть свои преимущества. Мягкие материалы могут поглощать звуки, но дизайнеры офисов чаще используют стекло и дерево: это создает приятную обстановку, но акустические характеристики помещения ухудшаются. Блокировать звуки может большое количество офисной мебели, а перекрывать звуки можно другим окружающим фоновым звуком. «Растения в интерьере могут положительно влиять на звуковой баланс в помещении», — заявляет Гэлбран. Большинство этих методов недоступны сотрудникам, поэтому вносить изменения в рабочее пространство должны работодатели и офисные администраторы.

Однако есть одна вещь, с помощью которой человек может значительно улучшить звуковое пространство вокруг себя, — наушники. «Для людей, работающих в боксах в шумном рабочем пространстве, лучшим вариантом станут шумоподавляющие наушники, — говорит Жалма. — Это эффективно не на сто процентов, но может помочь некоторым людям в определенной офисной среде». Необязательно слушать музыку: существует множество веб-сайтов, приложений и компаний (например, Noisli (4) and SimplyRain (5)), бесплатно проигрывающих звуки окружающей среды. В их каталогах есть самые разные звуки — от завывания ветра до пения птиц.

А для сотрудников, которые боятся, что наушники будут отвлекать от работы вместо того, чтобы способствовать мыслительному процессу, есть пара хороших новостей. Исследование Уинсорского университета, проведенное в 2005 году (6), показало, что разработчики программного обеспечения, трудящиеся в канадских компаниях и слушающие музыку на рабочем месте, казались более счастливыми и выполняли свою работу более качественно. В выводе исследования сказано: «Если прослушивание музыки в рабочей среде поощряется менеджерами проектов, а работники охотно слушают музыку, тогда эта мера действительно будет оказывать положительное действие». Так что пора надеть наушники.


 

Мэтт Берджесс — британский журналист и автор статей для журнала Wired, удостоенный многих наград

Источники:

(1) https://graphics8.nytimes.com/packages/pdf/business/LESIUKarticle2005.pdf

(2) https://www.iosh.co.uk/Books-and-resources/Our-OH-toolkit/noise.aspx

(3) https://uk.reuters.com/article/us-health-noise-hypertension-lipids/noisy-workplace-tied-to-high-blood-pressure-and-high-cholesterol-idUKKCN1HC2B9

(4) https://www.noisli.com/

(5) https://rain.simplynoise.com/

(6) http://web4.uwindsor.ca/musicandwork